?

Log in

Previous Entry | Next Entry

С праздниками!




Виталий: Я знаю, что ты подавал документы только в один вуз.
Сергей: Да.
В: Ты был уверен?
С: Я себе поставил такую цель уже очень давно, на другие вузы я даже не смотрел. Ну, а на самом деле куда?
В: Скажу сразу, я был уверен. До этого ты был серьезным-серьезным историком, а теперь будешь искусствоведом..?
С: Историком искусств. Два диплома: историк и искусствовед. Изучать просто историю и просто искусство - это хорошо, а когда это и история и искусство - это вдвойне хорошо!
В: Двое или трое моих знакомых сейчас учатся в МГУ. Этот вуз накладывает отпечаток, причастность к какой-то определенной общности.
С: Несомненно.
В: Я думал, что такие процессы происходят во всех учебных заведениях, но, увы, во многих других вузах подобного нет. Вы какие-то другие, и это накладывает отпечаток на знания и на результат…
С: Думаю, ты понимаешь, что МГУ - вуз с историей и с большими традициями. Я не хочу, сейчас как-то опустить или закритиковать другие вузы. Но есть вузы новые, и преподавание там, может быть, хорошее, но общности никакой нет. МГУ существует уже не первый год. Если на вопрос, что ты закончил, ты ответишь МГУ, тебя поймут везде от Москвы до Владивостока. Это во-первых. Во-вторых, какие люди идут в МГУ? Я очень много знаю людей, которые выбирали вуз по баллам: «Ой, я так чего-то сдал ЕГЭ… Ой, мне хоть бы куда пройти». В Университет просто так не попадают. У студентов есть заинтересованность в предмете, который они изучают, их увлеченность еще больше сплачивает. Свою роль играет то, что МГУ это – довольно-таки изолированный ВУЗ от людей, которые неталантливы. Конечно, талантливые люди могут не попасть туда волей случая, всякое бывает.
В: Очень дипломатично. Мне МГУ почему-то напоминает Хогвартс. Это совершенно моя личная ассоциация. К вам предъявляют повышенные требования, высокие ожидание внутри университета и извне. Надеюсь, что ты не разочаруешься в этом!
С: На самом деле ты очень правильно сравнил с Хогвардсом…
В: Разве мантии и волшебной палочки не хватает.
С: Здесь играет свою роль марка, потому что если тебе доверили эту марку, ты должен ее поддерживать. Веками так сформировалось, что Московский Государственный университет им. Ломоносова очень престижный. Марку крупного хорошего вуза формируют, во-первых, выпускники, во-вторых, его история, в-третьих, его традиции и все это создает большую общность. Понятное дело, вряд ли, ты увидишь людей, закончивших МГУ, которые плохо справляются с доверенной им работой по специальности… Ну, это очень странно будет выглядеть, согласись.
В: Марку надо держать!
С: Да. И хотим мы этого или не хотим, но мы ее поддерживаем, сами того не понимая, потому что, как я сказал, туда кое-кто не попадет. Люди, которые там учатся, потом будут если не профессионалами, то, хотя бы, хорошими работниками в своей сфере.
В: Расскажи, пожалуйста, про поступление. Ты в МГУ с 5-го класса..?
С: Все началось с подготовительных курсов – «Школа юного историка». Это абсолютно бесплатные курсы, ориентированные на школьников с 5-го по 9-й класс. Человек, который туда придет, сможет понять интересно ему это или нет. Там преподают не в академической форме, все дается очень легко, дают шанс проявить себя, показать свои знания. Люди, которые прошли эту школу, уже имеют представление о предмете. Я ее прошел!
В: С гордостью!
С: С гордостью, да! По окончании 9-го класса, родители записали меня на уже платные, подготовительные курсы при МГУ, ориентированные на поступление. На них ведется интенсивное натаскивание на сдачу экзаменов. Хочу заметить, что у МГУ есть право собственных вступительных экзаменов, помимо ЕГЭ. Например, чтобы поступить на Исторический факультет, на любое отделение, нужно сдать ЕГЭ по русскому, по английскому и по истории. Это учитывается, плюс, в зависимости от того, на какое отделение ты поступаешь, ты сдаешь определенные внутренние экзамены. Например, на отделение «Фундаментальной истории» сдают внутриуниверситетский экзамен по истории России. Скажу честно, внутриуниверситетский экзамен по истории России и ЕГЭ по истории России - это небо и земля. Потому что ЕГЭ – это такой кроссвордик, который человек, который хоть что-то понимает в истории, может, хотя бы, на 50 процентов просто заполнить, сидя дома от нечего делать. А вот, вступительный экзамен, тут так не получится.
В: То есть все серьезно. А проходит в обычной форме: тянем билет и идем рассказывать?
С: Нет. Например, в этом году на «Фундаментальной истории» в задания входят 20 вопросов, на сколько я помню… Просто, проблема в том, что я в этом году не сдавал, так как я – олимпиадник. Там определенное количество вопросов по истории России из разных периодов, например, задание связать имена исторических деятелей с их деятельностью, или имена монархов и годы правления.
В: Так жестоко?
С: Да. И в конце дается эссе. Две или три темы на выбор. Не знаю, как в этом году, в прошлом году было три, в этом грозились, что выбора не будет. Я не знаю, был он или нет, но эссе есть. Это главное (улыбается). А вот на отделении, на которое поступил я, «История искусств» все намного жестче.
В: Да ладно? Искусство же.
С: Искусство… На самом деле, там страшно (смеется). Вступительные экзамены на это отделение делятся на две части: письменную и устную. Естественно, весь экзамен оценивается в 100 баллов: письменная часть дает 70, устная – 30. Письменная часть включает три вопроса по отечественной истории, рассчитанные на большой, развернутый ответ и две темы на выбор для написания эссе по истории искусств. То есть надо сдавать и историю и историю искусств. Всем, кто сдавал историю в этом году, выпали две очень близкие темы, обе из архитектуры: творчество архитектора Баженова и архитектурные ансамбли Бове. То есть все это Москва и, примерно, близкий период. В эссе нужно вспомнить все памятники, когда они были построены, их особенности и прочее… Это все нужно расписать. Если дано задание расписать ансамбль, а не его памятники, то нужно описать памятник в понимании ансамбля, в целом. Я писал по Осипу Бове, сколько там ансамблей: Александровский сад, Манежная площадь, Большой театр, Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Например, нужно описать Большой театр: чем он вписан в ансамбль, чем создается ансамбль и создается ли он в принципе, чем он гармонирует или не гармонирует с окружающей застройкой, что это за здания, когда они были построены, были ли построены специально или исторически оказались в этом месте. Например, на Театральной площади был специально построен фонтан при Большом театре и, собственно, вся эта площадь, а так же Малый драматический театр. За историческую часть дается 30 баллов, за искусствоведческую – 40. Я получил 65 из 70, история на 30 из 30, искусство на 35 из 40. На самом деле, я думал, что у меня будет намного меньше, потому что моего любимого Осипа Бове я писал за 30 минут очень быстрым и плохим почерком, там не хватало конкретики. Думал, из-за этого не доберу балов 20, а оказалось – 5.
В: Видишь, значит, у других ее вообще не было! По поводу конкретики. Я сейчас очень много наблюдаю за тем, что некоторые представители мира искусства занимаются если не словоблудием, то блудословием точно: «Давай-ка мы закрутим здесь трансцендентальные аллюзии к психическим заболеванием Рубенса…». Когда ты начинаешь разворачивать этот текст, там ничего нет. Это ужасно! А устная часть?
С: Устная часть – 30 баллов. Состоит из того, что тянем билет, попадается любой памятник архитектуры, скульптуры или живописи за тысячелетнюю историю российского искусства. Это очень жестко, но очень весело (улыбается)! Мне попался «Последний день Помпеи».
В: Ну, это не так сложно.
С: Да, а некоторым попадалась Церковь Спаса на Ковалеве. И при чем, там не написано, что это за церковь. Просто фотография. Был такой комический случай, у моего друга, который сдавал устный экзамен, он получил фотографию: Дворцовая площадь, Петербург, на переднем плане - Александрийская колонна, на заднем плане - Генштаб… И что ему описывать? В конце концов оказалось, что Генштаб, а он чуть не описал колонну, но, слава богу, во время одумался. Получается так, что если ты даже не знаешь памятник, не знаешь годы создания, ты просто можешь посмотреть, и если у тебя есть хоть какие-то знания о теории искусства, об истории, ты сможешь что-нибудь рассказать о нем. Здесь на самом деле оценивается умение описания. Было очень странно, потому что «Последний день Помпеи» я описал, с моей точки зрения, неплохо. Но преподаватель, который мне попался, был не очень лояльным и всячески пытался завалить меня по стилистике изображения света на этой картине. «Вот этот свет сзади, от магмы, к какому стилю больше подходит?» Я ему сказал, что это реалистическое изображение, оно может быть в многих стилях. А потом он мне задал шикарный вопрос: «Откуда идет свечение в центре картины?» Я смотрю на нее и задумываюсь, а правда, откуда идет свечение в центре картины? Я просто сижу и понимаю, что надо что-то сказать, он спрашивает к какому стилю или направлению можно отнести этот свет. Я ему сказал очень страшную вещь: «В самом понимании философии направления романтизма, зритель – человек, который смотрит на картину, своим взглядом освещает ее в точке, на которую он смотрит. Он сказал: «Молодец, выкрутился!»
В: На самом деле никто не знает!
С: На самом деле, он мне сильно сбавил за то, что пытался меня всячески сбить с пути и при этом он запутал и себя и меня, и мы просто несколько минут сидели и пытались привести все в порядок, потому что он меня сбил с речи, а себя сбил с вопроса. Это было не очень хорошо.
В: А олимпиада?
С: Олимпиада добавила мне 4 балла по ЕГЭ по истории. У меня было 96, а стало 100.
В: Как она проходит?
С: Олимпиада «Ломоносов»… Она отличается творческой направленностью, то есть вопросы могут быть не настолько монотонны, могут быть даны портреты. Чем отличается экзамен по истории России от олимпиады?
Вступительный экзамен рассчитан только на ответы по истории России, а в «Ломоносове» может быть и российская история, и российское искусство, и российская наука, и российское все. Все рассчитано на эрудированность. Человек, который знает все русско-турецкие войны наизусть с годами мира… Ну, на истфаке это нормально! (На мой удивленный взгляд). В задании, где нужно соединить деятеля российской науки и направление его деятельности… И когда он не может соединить Пирогова и медицину… Вот это уже печально! Таких случаев, кстати, много.
В: Даже я знаю, что Пирогов – медицина, по-моему, первое применение наркоза…
С: Большой упор делается на эрудированность. Как говорят преподаватели, если человек пишет олимпиаду и чего-то не знает, он может просто додумать логически.
В: Не могу сказать, что это очень просто… Ты участвовал в нескольких Ломоносовых?
С: Я участвовал два раза. Проблема в том, что олимпиада рассчитана на поступающих, но ее можно писать с 10-го класса. Если ты напишешь ее в 10-м, тебе могут сказать что ты умный и все, потому что если ты, например, будешь самым лучшим по баллам, но будешь в 10-м, ты от этого ничего не получишь, потому что сертификат действителен полгода.
В: Гениально!

Продолжение

Метки:

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
barbed_love
2 сент, 2012 17:41 (UTC)
Очень инересная манера интервью. Вроде особо вопросов много не задаешь,а человек все сам рассказывает. Или просто собеседник общителен.
В любом случае Сергей достоин уважения!
Виталий молодец,что затеил такую штуку.
vitaki
4 сент, 2012 17:18 (UTC)
Сережа - совершенно уникальный собеседник: он в моих путанных вопросах смог выстроить конструкцию всего диалога. Вот что занчит МГУ! :)
Посмотрим, что из этой штуки выйдет. (Буду надеяться на вашу поддержку)
crashtenight
3 сент, 2012 04:01 (UTC)
МГУ это действительно особая история ага, я до сих пор чувствую эту "магию") а вот у друзей которые заканчивали другие вузы, такого нет, ну отучились и отучились.
vitaki
4 сент, 2012 17:20 (UTC)
Магия - это, именно, то слово. А я думал, почему же мне приходит на ум Хогвартс, вот, и выстроили ассоциативный ряд. Действительно, у большинства нет, но надеюсь, что, все-таки, в еще каких-нибудь подобное существует... Например, МИФИ..?
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Profile

22/10/10
vitaki
Виталий Акиньшин-Савастинкевич

Latest Month

Ноябрь 2013
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner